Уроки декорирования поталью для начинающих: как сделать эффект позолоты на любой поверхности
Поталь – бюджетный аналог сусального золота. Тонкая фольга состоит из сплавов, далеких от благородных металлов. Однако является качественной имитацией позолоты. Работать с поталью довольно просто и относительно быстро. Классическая процедура золочения включает пропитку поверхности клеем, декорирование фольгой и покрытие лаком.
Научиться профессионально работать с поталью возможно по обучающим видео. В статье собраны пошаговые уроки, после просмотра которых новички смогут рисовать красивые картины, качественно декорировать предметы и мебель в разных техниках.
Простой способ золочения
Начать стоит с изучения возможных видов потали: трансферная (на бумажной основе), свободная (пластины дополнительного слоя), в хлопьях (для рваного эффекта), жидкая. Первые две выпускают в листовой форме, книжках, рулонах. По цвету бывает золотой (самый популярный), бронзовой, серебряной. Можно найти экземпляры в любом другом оттенке, даже с голографическим эффектом. Легче всего работать с рваными кусками (хлопьями), когда не требуется особая аккуратность.
Как наносить
Наносить материал можно на любой тип поверхности: из дерева, керамики, стекла, гипса, металла, картона и других. Широкий выбор дает обширные возможности для декорирования предметов. Чаще всего золочение используют на картинах и панно, посуде, сувенирах, фоторамках, деталях интерьера, мебели, отделке, всевозможных предметах быта. Единственный момент – желательно оформлять предметы, не подвергающиеся частому контакту с водой. Иначе фольга будет активно окисляться и покрываться пятнами.
Чем покрывать
Финишное покрытие гарантирует долговечность и прочность позолоты, защиту от быстрого окисления. В основном мастера рекомендуют использовать специальный шеллачный лак. Но можно поэкспериментировать с любым акриловым или смоляным синтетическим (жидкий, аэрозольный, матовый или глянцевый). Достаточно нанести один тонкий слой. После высыхания изделие слегка меняет оттенок и становится менее блестящим.
Жидкая поталь
Выпускается в баночках и выглядит, как обычная акриловая краска. Иногда бывает в форме фломастера-кисточки. Наносится поверх финишного слоя и не требует защиты лаком. В зависимости от желаемого результата можно использовать кисть, валик, губку или краскопульт. Огромный плюс – отличие запаха, брызг и подтеков. Идеально для росписи по лепнине и резьбе.
Трансферная поталь
Представляет собой клейкую ленту с нанесенными блестками. Другое название – фойлинг. Также подходить для любого типа основы. Ложится особенно ровно и дает густой яркий цвет. Четкие очертания получают с помощью шаблонов и трафаретную кисть. Получаются витиеватые тонкие узоры. Умельцы часто создают из потали и специального густого клея объемные рельефы, которые смотрятся добротнее начерченных с помощью контурных красок из тюбика.
Золотые хлопья
Рваные поталевые кусочки (крупные и более мелкие) гораздо экономичнее цельных листов. Стоят дешевле и фактически являются отходами после работы с листовыми аналогами. Уместны, когда нужна не идеальная гладкая большая поверхность, а фактурная. Подобно фойлингу, подходят для присыпки тонких рельефных контуров, работы в трафаретной технике. В одном пакетике могут встречаться хлопья разных оттенков, благодаря чему на изделии получается дополнительный эффект градиента. Приклеивают обычно на специальный лак-мордан. Но можно использовать и клей на водной или масляной основе.
Ошибки начинающих позолотчиков
Новички часто создают себе лишние трудности или получают некачественный результат из-за отсутствия опыта. Начиная с неправильно оборудованного рабочего места и заканчивая лишними тратами на сомнительные вспомогательные инструменты. Лучший способ избежать подобных промахов вначале творческого пути – послушать советы заслуженных рукодельников. Tatiana Letto занимается золочением 12 лет и дает дельные рекомендации, к которым точно стоит прислушаться.
Абстрактная картина
Первые творческие силы лучше пробовать на холсте. Ровная поверхность гораздо удобнее объемной и фигуристой при нанесении декора. Вдоволь натренировавшись и набив руку на интерьерных панно, можно браться за остальные предметы. Преимущество абстракций – возможность импровизировать и минимальные шансы что-то испортить (всегда можно сказать, будто так и было задумано).
Для картины понадобятся:
- холст любого размера и формата,
- плоская кисть, резиновый валик и любые краски для создания фоновой подложки (акриловые, масляные, строительные колеровочные),
- потальный клей, губка и золотые листы,
- лак для топового покрытия.
Золотое перо
Когда абстрактные полотна удаются хорошо, самое время замахнуться на предметные изображения. Например, перо. Понадобится стандартный художественный арсенал из холста, белил, колеров, кистей, потального набора и палитр для смешивания (всегда можно заменить на обычные пластиковые стаканы). Секретный трюк – использование плоской расчески для создания реалистичной фактуры, как у настоящего перышка.
Декор мебели
В мебельном дизайне позолоту применяют для придания эффекта старины (классический, винтажный стили и т.п.). Обычно предмет покрывают не целиком, а отдельные элементы: края столешницы, фигурные медальоны, резьба на ножках, перилах, спинках, подлокотниках. В конце работу полируют и покрывают защитным лаком. Декорированию подлежит что душе угодно: тумбочки, стулья и столы, кресла, кровати, шкафы, скамьи.
Потальное декорирование одинаково нравится взрослым и детям, мастерам и мастерицам. Каждый может внести в работу элемент импровизации и креатива.
Смотрите также: