Стокгольмский синдром: история термина, причины возникновения, основные симптомы
Стокгольмский синдром – парадоксальная реакция психики, характеризующаяся возникновением чувств симпатии, благосклонности или сочувствия между потерпевшим и агрессором. Психологи не относят его к нарушению или расстройствам психики. А считают нормальной защитной психической реакцией на происшествие, глубоко воздействующее на человеческую психику.
История возникновения термина
Термин появился благодаря одному происшествию. Шведский беглый преступник Ян-Эрик Ульссон в конце 1973 года совершил налет на «Кредит банк» в Стокгольме, где под страхом смерти, силой удерживал 4-х человек (3-х женщин и мужчину). По ультиматуму Ульссона, в банк был доставлен его сокамерник, проведший в исправительных учреждениях больше половины своей жизни – первый «поп-гангстер» Швеции Кларк Улофссон. Заложников удерживали в течение 6-ти дней. 28 августа их удалось освободить, а Ульссона и Улофссона-арестовать.
На суде жертвы преступления отказывались давать показания против агрессоров. Пострадавшие заявляли, что с ними очень хорошо обращались, ничего плохого им не делали. И вообще, они не испытывали страха перед захватчиками. Они больше боялись полицейских, которые своими действиями могли спровоцировать преступников на стрельбу или убийство свидетелей.
По неподтвержденным данным, услуги адвокатов подозреваемых были оплачены бывшими заложниками. В ходе процесса Улофссон доказал, что являлся невольным участником захвата и всячески оберегал заложников. С него были сняты все обвинения по данному делу, но он еще не отбыл предыдущий шестилетний срок. Поэтому был препровожден в тюрьму Норрчёпинг, откуда благополучно сбежал в марте 1975 года. В апреле того же года им был ограблен банк в Копенгагене на сумму 194 тысячи шведских крон.
Ульссона приговорили к 10 годам тюрьмы. За все время пребывания за решеткой, он получил десятки тысяч писем от восторженных поклонниц, которые не считали его злодеем. А скорее восхищались его поступками и поведением. Многие из них приезжали в тюрьму для личных свиданий, в том числе две женщины, из числа бывших заложниц. После отбывания положенного срока, совершив очередное ограбление, Ульссон последующие 10 лет был в международном розыске. В 1996 году он скрылся в Таиланде, а в 2013 году в возрасте 72 лет, вернулся в Швецию. За время скитаний он четыре раза был женат и стал отцом девятерых детей. С его слов, он по сей день встречается со своими бывшими заложницами.
Причины возникновения синдрома
Хотя термин появился при строго определенных условиях, дальнейшее его использование приобрело более широкое применение. Психологи до сих пор не могут установить точную причину его возникновения. Но доподлинно известно, что при первом акте насилия или убийстве первого заложника, синдром (даже сформировавшийся) исчезает бесследно. Предполагается, что риск развития синдрома прямо пропорционален интенсивности травмирующего психического состояния (с отсутствием физического насилия). При некоторых обстоятельствах вероятность развития значительно возрастает.
- Угроза жизни.
- Доброжелательное отношение похитителя к жертве.
- Отсутствие возможности побега.
- Длительное время пребывания в заточении.
- Возможность вести диалог.
- Культурные стереотипы.
- Возможность похитителя объяснить свои действия.
Стокгольмский синдром может развиться при любой ситуации, подразумевающей насильственное удержание одного человека другим.
- Террористические акты.
- Захват военнопленных.
- Концентрационные лагеря.
- Государственные места лишения свободы.
- Религиозные секты.
- Похищение и удержание людей для шантажа или ради выкупа.
- Рабство.
- Насилие в семье.
- Насилие сексуального характера.
Симптомы
Единых симптомов, характеризующих стокгольмский синдром, не существует. Его сложно идентифицировать из-за возможности присоединения других психологических расстройств (например, посттравматического стрессового расстройства или комплекса жертвы). Но описать его можно так: пострадавшие начинают действовать против своих интересов, пытаются всячески оправдать действия преступников, проявляют послушание, пытаясь вызвать положительное отношение и покровительство агрессора. Срабатывает подсознательный механизм психологической защиты, основанный на надежде, что преступник не причинит вреда заложнику, если тот безоговорочно будет выполнять все требования захватчика.
Известны случаи, когда заложники препятствовали своему освобождению, не возвращались домой после уплаты родственниками выкупа, предупреждали захватчиков о действиях полиции, прятали террористов среди группы заложников и даже закрывали их своими телами.
Известным случаем проявления стокгольмского синдрома стало похищение внучки американского миллиардера Патрисии Херст. Девушку похитили в возрасте 19 лет сторонники леворадикальной террористической группировки. Она провела в заточении 57 дней. План обменять девушку на двух членов группы, отбывавших срок за убийство, не увенчался успехом, из-за отказа властей идти на сотрудничество. Затем было выдвинуто требование, которое обошлось бы семье в 400 миллионов долларов, но Херсты объявили о невозможности выполнения данного требования и предложили выплатить 6 миллионов долларов. После получения денег девушку выпустили, но домой она не вернулась, а семья получила пленку с аудиозаписью, в которой Патрисия объявила о своем вступление в ряды террористической организации. В 70-е годы прошлого века, при содействии американской прессы, она стала символом леворадикального движения Америки. Лишь спустя почти два года, стало известно, что девушка перешла на сторону террористов не по собственной воле, а под страхом убийства.
Несмотря на то, что данное состояние хорошо известно и изучено, а термин широко используется в средствах массовой информации и художественной литературе – это довольно редкое явление. По международным данным, на каждые 100 случаев захвата заложников, лишь в 0,6-0,7% наблюдается развитие стокгольмского синдрома.
19 июня 2020