Кто такой саунд-дизайнер, и как им стать: что надо уметь, где учиться профессии
Звуковой дизайн - искусство создания звуковой среды для аудитории. Включает диалоги, музыку и звуковые эффекты. Сайнд-дизайнеры работают в области производства фильмов и телепрограмм, театров, аудиокниг, радио и подкастинга, а также создания видеоигр. Специалисты играют важную роль в мире развлечений и визуальных медиа.
В статье рассмотрим подробнее тонкости работы Sound designer и как им стать.
Чем занимается айдиодизайнер
В основном отвечает за палитру звуков, которая будет восприниматься потребителем художественного продукта. Работает под руководством директора, который является членом производственной группы, ответственным за общий результат. Обычно состоит в команде крупного проекта: фильмы, выпуски видеоигр и т.п. Или работает индивидуально в качестве фрилансера над небольшими или независимыми проектами, часто над несколькими одновременно. Но в любом случае вращается в высокотехнологичной среде, где приходится выдерживать сжатые сроки под огромным давлением.
Искусство звукового дизайна включает создание звуковых дорожек и управление ими, составление музыки или аудио, редактирование звуковых эффектов, запись или редактирование диалогов. Не все дизайнеры звука - композиторы или музыканты. Они могут писать и производить фиксированные партитуры для саундтреков, используемых в фильмах и на телевидении, а также разрабатывать сложные системы для наложения звука и интерактивного управления треками, используя синтез в реальном времени в нелинейных средах (видеоигры).
Успешные профи годами оттачивают мастерство и изучают искусство создания уникальных цифровых звуковых ландшафтов, которые поддерживают визуальные элементы на экране. Поэтому имеют отличные способности к совместному труду и навыки управления временем.
Опыт и навыки
Лучшие специалисты обладают сочетанием следующих факторов:
- Образование. Не обязательно формальное. Главное хорошо разбираться в музыке, кино, театре, аудиопроизводстве и аудиотехнике.
- Практическое знание музыки. Нужно знать как можно больше музыкальных жанров, эталонных примеров саунд-дизайна.
- Технические навыки. В основном владение программами записи вроде Pro Tools, Logic, GarageBand и QLab, а также различных плагинов. Свободное обращение с оборудованием (микрофоны, микшерные пульты, усилители, громкоговорители, компрессоры и графические эквалайзеры). Плюс программирование синтезатора, цифровая обработка сигналов (DSP), сэмплирование, электронная аудиозапись и манипуляции (редактирование Фоли и музыкальных реплик, диалогов), микширование для стерео и объемного звука.
- Коммуникация. Умение сотрудничать очень важно для работы в команде.
- Менеджмент. Умение соблюдать сроки, обладание превосходными бизнес-лидерскими качествами и деловым чутьем.
- Творческий драйв. Заказ может быть сложной задачей и требует готовности трудиться много часов.
С чего начать
Как и в большинстве профессий в области искусства, новички должны продвигаться, работая сначала в качестве стажера, помощника или члена команды. Наблюдать и учиться у других, обладающих большим опытом, является частью пути. И через некоторое время наступит возможность продвинуться вверх и, возможно, стать руководителем группы.
В творческую группу часто входят люди, которые не имеют прямого отношения к саунд-дизайну. Развитие позитивных рабочих отношений с другими, вероятно, приведет к сотрудничеству над будущими проектами.
https://www.youtube.com/watch?v=srB2nOJWcoE
Некоторые варианты карьеры включают деятельность в компании аудиодизайна, в студии звукозаписи, в театре, на спортивной арене или в рекламной компании. Также в качестве звукорежиссеров на концертах, ди-джеев или создателей EDM (электронную танцевальную музыку) в клубах. А еще продюсировать популярных артистов.
Получение опыта и формирование портфолио из высококачественных предыдущих творений для демонстрации потенциальным клиентам является важным шагом к получению большего количества заказов. Постоянный поток клиентов позволяет опытным специалистам выбирать проекты. Выдающееся портфолио, демонстрирующее талант и навыки, позволит устанавливать более высокие цены, что приведет к стабильному доходу и повышению профессионального уровня.
6 советов начинающим
Новички должны использовать любую возможность, чтобы получить реальный опыт в отрасли. Ниже несколько советов для начала.
- Начните с малого. В сфере развлечений есть много видов работы звукорежиссёром, и многие дизайнеры начинали карьеру скромно - в общественном театре или озвучивании в малобюджетного фильма.
- Будьте терпеливы. Если карьера мечты – стать сотрудником компании по производству видеоигр или крупной киностудии, имейте в виду: потребуются годы опыта, прежде чем подобные варианты представятся. Возможно, сначала придется стать волонтером на любой стадии производственного процесса.
- Работайте фрилансером. Многие великие гуру делают прочную карьеру фрилансера, которая может включать редактирование треков, создание и составление оригинальной музыки, звуковой среды.
- Создайте собственную звуковую библиотеку. Многие дизайнеры создают собственные архивы и получают преимуществом в отрасли.
- Расширьте набор навыков. Бесценно развить набор навыков в связанных аспектах кинопроизводства, видеоигр или производства живого звука.
- Прослушивайте как можно больше аудиозаписей, саундтреков к фильмам и песен.
Обеспечить стабильную жизнь в качестве звукорежиссера может быть непросто, но усердный труд приносит творческое вознаграждение.
Заработок
Попасть в высококонкурентный бизнес саунд-дизайна очень сложно и обычно требует периода в качестве стажера или помощника в команде или с признанными звукорежиссерами с низкой оплатой или без оплаты вначале.
Наиболее успешные получают большие гонорары от крупных студий или компаний и обычно управляют группами людей, работающими над всеми аспектами аудиопроизводства. Больше ответственности - больше денег. В проектах с большим бюджетом выделяется достаточно денег, и большие студии могут заключать субподрядные контракты (нанимать) более мелкие специализированные компании для разработки продукта. У небольших проектов будет более ограниченный бюджет, и специалисту придется участвовать в тендерах.
Большинство контрактов заключаются с фиксированной оплатой, также называемой «работой по найму», что означает: творец не получает гонорары из будущих доходов, полученных от продукта. В некоторых случаях у создателей саундтреков для гейминга может быть возможность продавать треки в игре для получения дохода.
Где учиться
Подобрали лучшие онлайн курсы для обучения на саунд-дизайнера с нуля:
25 ноября 2021