Профессия разработчик игр: как им стать, что надо уметь, где учиться
Карьера разработчика в игровой индустрии для большинства предполагает поиск места в нескольких студиях в течение многих лет. Недавнее исследование показало: в среднем у сотрудников игровой индустрии за последние пять лет было 2,2 работодателя. То есть большинство специалистов в отрасли ищут новую работу каждые пару лет. Конечно, есть исключения, и многие студии обеспечивают сотрудникам долгую, стабильную и счастливую карьеру. Однако навыки, необходимые для продвижения по карьерной лестнице, пригодятся каждому. Особенно новичку.
Каждый год HR-сотрудники рассматривают более 1000 заявок, опрашивают десятки соискателей и замечают одни и те же ошибки в резюме, на собеседовании, в решениях относительно карьеры. Желание помочь начинающим натолкнуло на статью, которая будет полезна всем, кто хочет начать и поддерживать карьеру в игровой индустрии.
Стартовый этап
Существует стереотип, якобы попасть в отрасль сложно. Хотя это может быть правдой в отдельных случаях, есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы облегчить жизнь. В более крупных студиях появляется все больше и больше ролей начального уровня для выпускников или стажеров - очевидное место для начала. По-прежнему существует большая конкуренция, и чем больше джуниор способен сделать, чтобы выделиться, тем выше вероятность приема в компанию. Наем людей сопряжен с риском для работодателя (например, новый сотрудник окажется недостаточно квалифицированным для выполнения проекта). Чтобы остаться, важно доказать: польза, которую привносите в компанию, значительно перевешивают любой потенциальный риск.
От того, насколько специализированным набором навыков обладаете, будет зависеть, процесс успешного поиска работы. Если вы чрезмерно узкоспециализированы, ограничите количество доступных ролей. Когда основной навык - проектирование моделей управления автомобилем для гоночных игр, не так много студий с актуальной вакансией. Выбор специализации также повлияет, насколько легко будет устроиться. Роли концепт-арта и искусства среды получают гораздо больше предложений, чем для UI-арта. Но есть парадокс: если выбрать менее популярную специальность, будет больше шансов получить место.
Предположим, необходимые навыки и опыт для должности, на которую претендуете, уже имеются. Что тогда? Лицо, просматривающее резюме, не знает об этом. Главная задача – четко продемонстрировать способности работодателю. Содержание CV должно быть предельно ясно. Лучший проект должен находиться в центре портфолио, чтобы посетителям не приходилось долго искать. Всегда адаптируйте сопроводительное письмо для конкретной студии и должности.
Далее нужно будет ориентироваться в процессе найма, и каждая компания имеет собственный способ управления. Многие любят поговорить с кандидатами по Skype, прежде чем встретиться лично. Некоторые привозят группы кандидатов одновременно. Часто существует техническое задание, которое проводится дома или в рамках личного собеседования. Каким бы ни был процесс, всегда помните: нужно попытаться убедить интервьюеров, что вы лучший кандидат. Помимо грамотно составленного портфолио, нужно рассказывать о выполненных проектах страстно и подробно. Есть много ресурсов по технике проведения собеседований, на которые стоит обратить внимание.
Если поначалу ничего не получится, продолжайте пытаться и извлекать уроки из полученных отзывов. Если настойчиво прокачивать скилы и создавать игры в свободное время, бэкграунд со временем станет сильнее. В конце концов, каждый получит заветную первую работу и будет готов перейти к следующему этапу.
В середине карьеры
Закрыв первую вакансию по созданию игр, новый приоритет - сделать отличную работу и раскрыть потенциал, который заявили в процессе найма. Если повезет, проживете на одном месте несколько лет. Хорошие студии помогут развивать карьеру, предоставив поддержку и обучение, необходимые для улучшения скилов и продвижения. Другие могут занять более краткосрочную перспективу и попросить использовать навыки, которые уже есть, в текущем проекте, не давая возможности совершенствоваться или развиваться.
Чтобы продолжать создавать игры в течение длительного времени, придется постоянно учиться, иначе компетенции потеряют актуальность из-за постоянных изменений в индустрии. Если окажетесь в ситуации, когда не становитесь лучше, попросите поддержки у работодателя. И если она не появится, стоит подумать, подходит ли нынешнее место работы. Может показаться безумием уходить после приложения неимоверных усилий, чтобы добиться должности, но риск застрять - страшнее.
При поиске новой вакансии необходимо оценить потенциальные роли, чтобы убедиться, что получаете удовольствие от труда и корпоративной культуры, и что будете продолжать учиться и развиваться. Собеседования - двусторонний процесс, и кандидаты должны оценивать потенциальных работодателей точно так же, как и наоборот. Задавая вопросы о работе, которую будете делать, об окружающей среде необходимо понять, помогает ли предлагаемая должность достичь цели долгой и продуктивной карьеры в гейминге.
Переходы от одной специализации к другой (от программирования до дизайна, от дизайна до производства и т.п.) случаются часто и являются хорошим вариантом, если не устраивает текущая роль. Хорошие работодатели распознают, есть ли у кандидата навыки в других областях, и сделают подобный переход возможным. Другим потребуются настойчивость и переговоры. Занятость в другой дисциплине принесет новые вызовы и возможности для развития скилов и может иметь большое значение для вашей карьеры. Но после перехода будет меньше лет опыта, чем на предыдущей должности, и может потребоваться снова начинать с младших должностей при смене компании.
Иногда могут случаться проектные контракты - полезный вариант, когда личные обстоятельства подходят для работы фрилансером или нет доступных должностей на полный рабочий день. Совет любому фрилансеру – разобраться во всех условиях контракта и налоговых последствиях.
Зрелая карьера
С возрастом меняются приоритеты. Изменения в личных обстоятельствах (чаще всего супружество и семья) неизбежно влияют на карьерные взгляды. Наличие семьи может означать меньшую склонность переезжать, что сокращает количество возможных вариантов трудоустройства. Если хотите продолжать создавать игры, нужно спланировать подобную ситуацию.
Отличный вариант - найти крупную стабильную компанию, которая обеспечит занятость на долгие годы. Если это невозможно, стоит расположиться в районе, где есть несколько студий на удобном расстоянии, что даст множество вариантов для будущих работодателей, не требующих переездов.
Индустрия постоянно меняется, и на каждом этапе важно постоянно учиться. Создание игр в любимом жанре - очень полезно, но не всегда есть возможность сделать это рядом с тем местом, где находитесь. Лучше проявлять большую гибкость в разработке. Разные типы игр разнообразят набор навыков и заставят узнавать что-то актуальное, принося пользу в долгосрочной перспективе. В игровой индустрии есть много удивительных возможностей, и ничто не мешает найти ту, которая подходит именно вам на любом этапе профессионального развития.
Где учиться