Войти
 

Уроки истории моды и костюма: бесплатные лекции онлайн

С годами мода претерпевает большие изменения. Что раньше было самой горячей тенденцией, со временем теряет популярность или возвращается в новой интерпретации. Каждая эпоха оставила след в истории костюма и по сей день продолжает вдохновлять величайших дизайнеров мира.
 

Разбираться с основных модных эпохах и различать одежду разных времен научат видео уроки на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.
 

Античность

 

Все детали греческой одежды, известные сегодня, восстановлены по остаткам памятников искусства.  Популярная часть одежды эллинов - хитон двух типов. Хитон из шерсти с рукавами ассоциировался с варварами, в основном носили рабы иностранного происхождения, служанки и сельские жители. Хотя иногда надевали и знатные персоны в холодные дни для верховой езды. Второй тип - безрукавный из ткани прямоугольной формы с одним или двумя швами по бокам. Хитон привязывался или застегивался плечевыми пряжками. Верхней одеждой служил хламид. 

Самой известной частью гардероба гречанки был шерстяной пеплос прямоугольной формы, сложенный посередине и затянутый на плечах с отверстием с левой стороны. Ткань драпировалась и создавала эффектные складки, в том числе благодаря цветным полоскам по краям. Самое популярное решение против скольжения - завязать на талии. В качестве капюшона служила свободно свисающая часть или пришитый отдельно сбоку у подмышек отрез.
 
Самый популярный аксессуар — веер из пальмовых листьев с каймой по краям, облегчающий определение жестов. Пальмовые листья с каймой по краям были хорошим материалом для этого типа веера, который предотвращал раскалывание. Еще один аксессуар - головной убор с плоскими полями и горкой посередине. Шляпы были доступны в трех цветах: красном, синем или золотом.


Средние века и готика

 

Средневековье ассоциируется с мрачными временами, серость которых отразилась на одежде. Однако начало крестовых походов познакомило Европу с изысканностью арабских стран, которые повлияли на убранства, придав гламура и эксклюзивности. Туалеты для знати шили из дорогих материалов, обрамляли мехом, золотом и драгоценными камнями. Использование белой ткани считалось признаком безвкусицы и бедности. Наряд средневековой дамы состоял из трех частей по принципу капусты: длинная рубашка типа нижнего белья, нижнее платье и верхнее. Два последних были из шерсти и имели длинные рукава. 

Новым трендом 12-15 вв стал готический стиль, когда простота кроя ценилась выше обилия меха и золота. Наряды утратили драпировки и стали повторять изгибы тела. Теперь женщинам стало комфортнее. Комплект дополнился головным убором - горжем (конус, обтянутый тканью). В сравнении с ранним средневековьем (5-12 вв), готический стиль можно назвать настоящей революцией в fashion-мире.




Возрождение

 

Возрождение охватывает период с начала 14 до начала 17 века. Название «Ренессанс» впервые появилось в 1830-х годах в Англии, буквально означает возрождение и означает возвращение европейской культуры к «единственно верному и истинному» античному искусству. Название подчеркивает контраст между культурно развитой и богатой новой эпохой и якобы мрачными веками средневековья, где господствовали тьма и гегемония церкви. 

Теперь одежда стала более сложной, используя стойки и элементы жесткости. К юбке пришивались обручи, которые позже стали невидимым каркасом. Изначально конструкция напоминала конус, затем имела форму барабана и в итоге плавно трансформировались в мягкие подушки в стиле барокко, которые носили под платьем. Бюстгальтеры стали различными способами укреплять, приклеивать слои льна, вшивать косточки, использовать картон. В большинстве европейских стран силуэт женщины напоминал два треугольника, соединенных вершинами.


Барокко

 

Период барокко начинается в начале 17 в и длится около ста лет до середины 18 в. (по некоторым данным, с конца 16 до конца 18 века). Главными чертами барокко являются монументальность, мистицизм и чувственность. Европа была разделена на зоны протестантского и католического влияния. Во Франции период приходится в основном на правление Людовика XIV.  Мода, продиктованная Версальским двором, была принята практически во всех уголках Европы. Региональные различия становятся все менее и менее заметными, и можно подумать, что мода стала общим элементом почти для всего европейского общества. С начала 18 века бюргеры и знать одевались в одном стиле как в Париже, так и в Вене, а также в Познани и Санкт-Петербурге.

Силуэт женщины в начальный период был буквально монументальным. Лиф был очень укороченным, рукава - широкими и сложными. Юбки опирались на мягкие валики, завязанные на талии. Идеалом красоты была женщина щедрой формы, известная по картинам Рубенса. Вырезы иногда были неприлично глубокими, что вызывало критику со стороны представителей церквей всех конфессий, и поэтому в целях приличия вырез прикрывали декоративным воротником-платком. Некоторые воротники были украшениями, поддерживаемыми на стойках, и имели только декоративно-церемониальную функцию. В период позднего барокко силуэт стал более стройным. Лиф удлинялся, рукава становились короче, шлейф декоративно закалывали. 
 

Рококо

 

Рококо восходит к периоду французского Регентства во времена правления Людовика XV до падения Бастилии, то есть в 1720-1790 годах. По сравнению с предыдущим стилем, рококо более легкий, прозрачный и нежный, но одновременно чрезвычайно декоративный. Наряды создавали из нежных шелковых тканей. Широкие юбки поддерживались каркасом из плетеных или роговых обручей, вшитых в льняную нижнюю юбку. Первоначально каркасы были круглыми, но вскоре стали шнуроваться внутри и сплющиваться спереди и сзади, став овальными. Туловище было затянуто жестким корсетом, благодаря чему плечи и лопатки были сильно отведены назад, а грудь выдвинута вперед. В целом силуэт казался воздушным и нежным, хотя форма тела полностью изменялась. Иконой направления принято считать Марию-Антуанетту.
 

 

Ампир

 

Стиль ампир в моде зародился на рубеже XVIII и XIX веков, в период политических перемен. Наполеон Бонапарт восседал на троне Франции, коронованный императором Франции в 1804 году, а его жена, императрица Жозефина, стала диктатором моды. Классицизм, отсылки к великим древним империям снова на пике. Платье было простым, с завышенной талией и со шлейфом. В качестве декора - пояс, поддерживающий бюст, объемные рукава. Наряды подчеркивали женственный шарм и изысканность. Шились из легких тканей: батиста, марли или кисеи. Характерная черта - отсутствие корсета, под платьем были только рубашки и панталоны.
 
Изменились и прически: отказ от различных видов париков, естественность и скромность. Волосы собирались на макушке в простой пучок, а тонкие локоны обрамляли лицо (по примеру греческих скульптур). 
 
Ампир также восходит к временам писательницы Джейн Остин, которая описывала обычаи в английских домах периода регентства. В качестве наглядного пособия стоит обратить внимание на экранизации произведений, например, «Гордость и предубеждение» с Дженнифер Эль и Колином Фёртом.
Некоторое время назад можно было наблюдать возврат к направлению ампир, хотя и в несколько измененном виде, более адаптированном к современности. Отсылками можно считать платья бохо и хиппи, брюки с завышенной талией, укладка на повязке, романтические пучки из локонов разной толщины, короткие волосы с прямым пробором, как у Клеопатры. 
 

Романтизм

 

Начало 19 века открывает новую главу в fashion-истории. Обертка теперь меньше говорит о социальном положении владельца. Быть модным становится привилегией не только знатных, но и состоятельных людей.

Актуальны были: высокий воротник, пышные рукава, неестественно расширяющие оголенные плечи, осиная талия, зашнурованная до предела, и огромная, перегруженная орнаментом шляпа. Новый тип прически отсылал к старинным моделям: длинные волосы, заколотые на макушке и ниспадающие свободными локонами на лоб и щеки, замысловато уложенные начесанные локоны. Безраздельно властвуют брюнетки. 

В мужском гардеробе необыкновенную карьеру сделал фрак, ставший универсальной одеждой для повседневности и особых случаев. Фасон имел широкие плечи и узкую талию. Шили из темных тканей. Единственным ярким акцентом наряда стал торчащий из-под фрака жилет. Штаны были обтягивающими, стягивались вверху подтяжками, а внизу «стременами» из специальной тесьмы. «Породистые» модники носили кремовые или желтые перчатки. Много внимания уделялось искусству завязывания галстука, который заменил шарф. Изысканный кавалер заботился и о прическе. Кудри, уложенные высоко над лбом, встречались с бакенбардами, лишь частично видными из-под высокого поднятого воротника рубашки, уголки которого доходили до ее щек. В качестве головного убора требовался цилиндр, обычно из черного шелка, хотя встречались и цветные.


Модерн

 

Belle èpoque - период с 1870-х годов до начала Первой мировой войны. Люди действительно чувствовали, что живут в «прекрасное время». В Европе царил мир. Демократия завоевывала все больше стран на континенте, за исключением России, где царь мог сказать: «Государство - это я!». Процветали искусство, литература и музыка, набирали популярность опера и оперетта, кабаре и кино. Научный прогресс был непревзойденным: приручили электричество, построили двигатель внутреннего сгорания, изобрели автомобили, летательные аппараты. 

Казалось бы, человек способен управлять природой, но гибель Титаника в 1912 году доказала, насколько ошибаются люди. В искусстве преобладали импрессионизм и модерн. Изменился и образ жизни. Все больше и больше времени проводилось на открытом воздухе. Стал популярным туризм, особенно альпийский. Поляки из трех перегородок встретились в Татрах. Изменение образа жизни коснулось и гардероба.

Платья стали проще, теснее и красочнее. Корсет сдавливал уже не бюст, а бедра. Жакет и блуза стали важной частью женского наряда. Появились шерстяные свитера. Женщины часто носили меха, не только в мороз. Расширился репертуар костюмов для разных случаев: вождение автомобиля или велосипеда, пикник. Ни одна женщина не выходила из дома без шляпы с причудливыми украшениями. 

Самые богатые носили костюмы, сшитые на заказ из шерсти, шелка, тафты, бархата, атласа и вельвета. Жены и дочери рабочих и мастеров разделили гардероб на «воскресные уборы» и «домашние халаты». Воскресный наряд состоял из юбки (обычно темной, так как цвет подходил ко всем обстоятельствам) и белой блузки, иногда приправленных декором вроде эффектного воротника или красивой застежки. Для повседневной работы использовались костюмы из более дешевых материалов - бязи, льна и фланели. Серый тканевый фартук был обязательным. 

Мужская мода мало изменилась по сравнению с предыдущими годами. Вместе с сюртуками носили куртки. Головы были покрыты мягкими шляпами, шляпами-котелками и кепками разных типов, которые назывались кепками велосипедистов. Для официальных случаев фрак и цилиндр. Шеи были обрамлены высокими жесткими воротниками, известными как «Vatermörder» (отцеубийство). Появилась линейка туристической и спортивной формы. 


XX век



После Первой мировой войны карета сменилась автомобилем, имперские троны пали. Запад узнал о прелести свободы, джазе и алкоголе, а Восток начал реформировать одеяния и интерьеры. За десять лет, прошедших с момента окончания войны до Великой депрессии (1920-1929), почти все, что носят сегодня, было изобретено в области «высокого» фэшена. Теперь каждое десятилетие существенно отличается от предыдущего. Пожалуй, самой важной тенденцией было устранение гендерной принадлежности гардероба. Появился силуэт сорванца (без груди, талии и бедер) и короткая стрижка «боб», популярность приобрела спортивная форма.


XXI век

 

Сегодня высокая мода понимается как творение профессиональных дизайнеров, призванное цитировать и имитировать образцы одежды, зародившиеся в прошлом веке или определенные эпохи. Повседневные тренды возникают в ответ на конфликты современности. Движения за органические продукты питания, вегетарианство, натуризм, натуральная медицина, ЗОЖ и спорт моментально отражаются на гардеробе. 

Знаменитый fashion-историк Александр Васильев утверждает: 21 век в моде еще не наступил. По аналогии с запоздавшим XX столетием, наступившим условно после 20х, современный виток модной истории начнет отсчет где-то с 2025. Поэтому оценивать тенденции нашего столетия можно лишь с позиции сегодняшнего дня. 
 
Смотрите также:

5 ноября 2022
Оставить комментарий

Для лучшего пользовательского опыта используются файлы cookies. Подробнее

Файлы cookies (куки) – это небольшие текстовые файлы, которые временно сохраняются на вашем устройстве, когда вы посещаете веб-сайты. Они помогают веб-сайтам запоминать ваши предпочтения, интересы и действия, чтобы улучшить ваш опыт просмотра. Файлы cookies также могут защищать вас от мошенничества и улучшать безопасность веб-сайтов. Вы можете управлять файлами cookies в настройках вашего браузера или устройства.

У нас на сайте файлы cookies используются для сохранения пользовательских настроек и для маркетинговых целей.

Вы всегда можете удалить файлы cookies. Например, перейдите в настройки конфиденциальности вашего браузера или в быстром поиске настроек введите 'cookie' или 'куки', вам должно вывести опции управления данными, где вы сможете при необходимости очистить файлы.