Уроки кинематографии для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения
В переводе с греческого на русский кинематография значит «изображение движения». Создавать движущиеся изображения научились в далеком XIX веке. Позже появилось искусство съемки и воспроизведения живой картины на экране. Сегодня киноискусство привлекает создателей классического кино и видеографов, занимающихся продакшеном видео любого жанра (рекламы, музыкальных клипов, роликов).
Изучать законы и хитрости кинематографии для улучшения качества видео удобно по онлайн-урокам. ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН сделали подборку самых полезных обучающих роликов для новичков.
Основные операторские приемы
Оператора называют глазами фильма. Для развития тонкого визуального восприятия начинающим видеомейкерам рекомендуют часто пересматривать фильмы. Автор обучающего видео сделал подборку наиболее интересных операторских приемов из американских фильмов, основываясь на собственных предпочтениях. Ученики увидят примеры панфокуса, голландского угла, параллакса при обороте, подчеркивания масштаба, долли зума, осмысленного движения камеры. Автор разбирает случаи удачного и плохого использования приемов. Начинающие киношники узнают, как незаметно увеличить глубину резкости и ввести в заблуждение зрителя, показать душевные волнения или напряженное состояние героя, добавить драматизма и динамики, подчеркнуть напряжение сцены.
Урок режиссуры. Композиция кадра
История держится на сценарии и игре актеров. Дополнительный вклад в настроение эпизода и напряженность кадра вносят построение мизансцены, композиционные акценты, свет и тень. Автор обучающего ролика проводит анализ композиционных решений эпизода из популярного советского фильма «Белое солнце пустыни». Эксперимент с заменой экспозиции кадра (фона, ландшафта) доказывает неслучайность режиссерского решения: получившийся кадр стал сухим и пресным по сравнению с исходным. Как вносить в кадр дополнительные смыслы, усиливать эмоциональный накал и вовлекать зрителя в сопереживание герою, использовать визуальные метафоры – рассказано подробно и с примерами.
Основы съемки кинофильмов
Режиссер и фильм-мейкер Мэй Аксенов рассказывает о режиссуре, сценарном мастерстве и основных секретах создания кино. Подбирая правильные кадры, можно заставить зрителя видеть задуманное режиссером. Главное – знать, как зрительский мозг обрабатывает и интерпретирует увиденную информацию. В уроке в сжатом виде дана главная информация о фундаментальных понятиях: идея, эмоции, аудио- и видеопоток, жанры кино, типы конфликтов и главных героев, раскадровка и аниматик, единица измерения кино и крупность кадра. Также кратко рассказано о принципах монтажа и режимах диалога.
Выбираем частоту кадров
Наличие большого количества значений частоты кадров в современных камерах сбивает с толку. Как выбрать значение фреймрейта при съемке? Что делать при наличии в монтаже видео с разной частотой кадров? Что лучше: выбирать разные значения для каждой конкретной съемки или создать универсальные настройки на все случаи жизни? Доступно о частоте кадров и видеостандартах, наиболее соответствующих эстетике художественного кино, рассказывает Александр Чаплинский. Дополнительно автор дает полезные рекомендации по скорости затвора и получению эффектов замедленного и ускоренного движения.
Урок по раскадровке
Визуальная концепция и создание перечня полноценных законченных кадров в хронологическом порядке называется раскадровкой. Иными словами – история из ряда отдельных эпизодов-картинок наподобие комикса. Раскадровка используется при производстве любого профессионального видеоматериала и необходима в качестве плана, позволяющего экономить время, усилия и деньги в процессе продакшена. Стандартная раскадровка анимационного дизайна отличается от киношной. Обучающий обзор показывает примеры раскадровки разных дизайнеров и процесс создания раскадровки.
Приёмы монтажа для начинающих
В режиссерском сценарии, на репетициях и съемках должен учитываться монтаж фильма, иначе в последующем будет трудно смонтировать сцену. Хороший монтаж способен усилить историю и придать картине уникальности. Неряшливое составление кадров может полностью разрушить фильм. Мастер-класс рассказывает о нескольких популярных в последнее время монтажных приемах: скачок, перекрестный и параллельный монтаж, косая склейка, перебивка, mutch-cut, невидимая склейка. С помощью монтажных техник можно мягко перейти из одной звуковой дорожки в другую, дополнить основное действие, указать на сходство или контраст двух соседних кадров, создать ощущение непрерывной съемки. Все приемы показаны на примерах классических сцен из лучших зарубежных фильмов.
Правила кадрирования
Преподаватель курсов операторского мастерства и школы монтажа Санкт-Петербургской школы телевидения расскажет основные правила кадрирования человека. Операторские правила схожи с общепринятыми законами кадрирования художественных картин. Новички узнают, как принято обрезать изображение в зависимости от типа плана (общий, средний или крупный), выучат профессиональную лексику и услышат, как звучат некоторые термины на операторском сленге.
Композиция. Операторское мастерство
К сожалению многие видеомейкеры-самоучки не знают некоторых правильных терминов и правил кинематографа и работают интуитивно. Для хорошего выбора кадра и улучшения качества видео необходимо знать законы видеосъемки, построенные на специфике восприятия человеком любого изображения. Специалист с десятилетним опытом видеопродакшена Максим Злыдарь подробно рассказывает об основе композиции кадра – планах по крупности. Каждый план имеет особенности эмоциональной окраски. Начинающие кинематографисты с помощью грамотного кадра научатся влиять на эмоциональное состояние зрителя, даже при плохой актерской игре.
Монтаж по композиции
Кроме самых базовых для любых видео правил монтажа по крупности, существует ряд других законов композиции кадра. Без следования специальным строгим правилам кино будет резать глаз даже обычному непосвященному зрителю. Композиция – правила расположения объектов в фото- или видеокадре – позволяет сделать картинку красивой и стройной. Новички узнают о правиле третей, золотом сечении, симметрии кадра и научатся применять полученные знания для создания хороших видеороликов.
Секреты освещения в кино
Чрезмерно освещенная картинка с избыточным количеством света выглядит нелепо и антикинематографично. Автор обучающего ролика делится правилами освещения различных сцен при съемке. Осветительская наука поможет исключить из композиции кадра нежелательные предметы и пустоты, добавить или усилить определенное настроение, завладеть вниманием зрителя и удержать интерес, отделить главные объекты от фона и придать объем изображению. Тонкости размещения основного и дополнительного света по отношению к камере и сцене возможно постичь лишь через долгую практику. Однако знание теоретических основ поможет действовать на площадке профессионально и осознанно.
Правила первого кадра
Первый кадр фильма и любого видеопроекта особенно важен и жизненно необходим для истории. С помощью первого кадра можно рассказать, где и когда разворачивается действие, продемонстрировать главную интригу сюжета. Начало видео должно быть как можно заманчивее и сразу передавать настроение картины. Урок показывает примеры мощных первых кадров и объясняет методику применения техник для собственных проектов при создании незабываемой стартовой сцены.
Как писать сценарий. Советы Pixar
Майкл Арнольд – сценарист «Историй игрушек 3» – сравнивает написание сценария с карабканьем на гору с завязанными глазами. Самая распространенная проблема сценаристов – упорядочить идеи и сюжет. Чаще всего из-за плохого начала сценария выходит неудачная концовка. Профи делится советами, как написать хорошее начало, выстроить композицию и алгоритм работы над сценарием. Для наглядности каждый шаг проиллюстрирован на примере мультипликационных фильмов «Истории игрушек», «В поисках Немо», «Суперсемейка».
Учитывая масштабы кинематографа и роль видеоматериалов в современной жизни, киношные профессии можно назвать одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых. Главное – быть настоящим профессионалом и помнить о саморазвитии.
27 октября 2022