Уроки саунд-дизайна для начинающих: бесплатные видео для обучения звукорежиссуре
Саунд-дизайн – модное творческое занятие, которое предполагает одновременное владение техникой, компьютерными программами и музыкальной грамотой. Звукорежиссеры занимаются музыкальным оформлением мероприятий и концертов, аранжировкой песенных треков, звуковым сопровождением клипов и кино. Звукарь одновременно выполняет техническую и творческую задачи (работа над физикой, концепцией, драматургией звука, спецэффектами).
Научиться студийной звукорежиссуре реально самостоятельно по бесплатным обучающим видео урокам в онлайне, которые подходят для новичков.
Основы звука
Есть область знаний в физике и музыке, посвященная техническому аспекту музыки, под названием акустика. Новичкам придется серьезно изучить:
- диапазон частот,
- физическую природу звука,
- тембр и спектры звуковых колебаний,
- пространственное восприятие музыка (в закрытых и открытых помещениях.
Саунд-дизайн
По началу роль звукоинженеров сводилась к простому включению и выключению аппаратуры. По мере усложнения и развития техники значение звукотехников во время концерта увеличивалось. Сегодня роль студийного звукача (музмейкера) целиком сопоставима по важности с ролью музыканта и исполнителя на сцене. По сути специалист становится членом музыкального коллектива, без которого музыка просто не прозвучит. Мастерство заключается в умении украсить и обогатить музыку, звучащую на сцене или в записи.
Комплектация аппаратуры
Для обработки музыки сгодится обычный компьютер со средней начинкой и звуковой картой, поддерживающий World of Crafts (необходим для визуализации), и хорошие наушники. «Железо» звукача состоит из микшерного пульта (то самое устройство с множеством кнопок, лампочек, входов и выходов), коммутации и источника беспроводного питания, DAW контроллера. Если планируется запись, понадобятся микрофон, предусилитель и звукоизоляция.
Микшерный пульт
Для соединения нескольких звуковых источников изобрели специально электронное устройство – микшерный пульт. Принцип работы обычно сравнивают со смесителем горячей и холодной воды. Существуют пассивные и активные пульты, используемые для домашних и профессиональных студий звукозаписи. Современные устройства оснащены дополнительными функциями усиления и обработки аудиосигналов.
Динамическая обработка. Компрессор и лимитер
Компрессия – один из видов динамической обработки аудиос целью сужения динамического диапазона аудиоданных. Представьте для наглядности композицию с тихими и громкими участками, которые нужно выровнять, подкручивая громкость на усилителе. Приблизительно подобным образом работает компрессор
Лимитер – один из главных инструментов мастеринга, призванный отполировать и украсить мелодию. Конечная цель, подобно компрессору, – идеальное звучание путем выравнивания громкости. Основное различие инструментов: первый приглушает вышедшие за заданные рамки звуки, второй – отсекает лишнее.
Динамическая компрессия
Компрессор имеет четыре основные настройки:
- степень сжатия – устанавливает лимит громкости,
- порог срабатывания – определяет, насколько убавлять громкость,
- время атаки – решает, как быстро убавлять,
- время восстановления – как быстро вернуться в исходное положение.
Эквализация
Зквалайзер – простейший инструмент для обработки мелодии. Эквалайзер работает с тембром и частотами., устраняет огрехи при записи. Неправильное использование может запросто испортить весь трек. Эквализация бывает технической (аудиопамять, слуховая маскировка, нелинейность слуха) и художественной (интуитивные действия, эксперименты и вкусовые предпочтения).
Реверберация вокала
Ревер – эффект многократного повторения или эхо. Добавление цифрового ревера придает ощущение изоляции, чистоты и полетности голоса, некой интимности. Новички часто грешат излишней реверберацией голоса. Использовать инструмент нужно уместно, умело и в меру. Главное правило: меньше – лучше. Инструмент должен дополнять и окрашивать вокал, а не маскировать оплошности.
Основы сведения
Первый этап создания фонограммы после звукозаписи называют сведением (или микшированием). Смысл состоит в синхронном и гармоничном соединении отдельных дорожек в одну. Любой трек включает инструментальное и голосовое сопровождение, каждое из которых многоголосно. Например, гитара + ударные + клавиши + вокал (соло, хор) + бэк-вокал и т.д. При сведении всего воедино необходимо по-разному выставлять громкость, динамику отдельных дорожек, добиваясь максимального баланса. Знание основ поможет создавать органичные, приятные уху полифонические миксы.
Мастеринг
Заключительный этап, когда композицию переводят с носителя в цифровой формат. Получившаяся мастер-копия готова для тиражирования и прослушивания на любом устройстве (дорогая Hi-Fi система, автомобильное радио, наушники от смартфона). В музпродакшене существуют стандарты максимальной громкости по разным метрическим системам (LUFS, RMS, True Peak), под которые и подгоняется композиция на этапе мастеринга.
Частые ошибки новичков
При сведении обычно совершают следующие ошибки, которые можно легко исправить.
- Отсутствие финального результата в собственной голове (вокал – чистый или с ревербератором, гитары – широкие или узкие, барабаны – задвинуты назад или более явные). Лучше заранее спланировать действия, а не импровизировать.
- Больший упор на микро, а не на макро (фокусировка на отдельной партии, а не работа над всеми в комплексе).
- Работа над каждым соло отдельно, без контекста микса.
- Отсутствие референсных миксов (желательно нескольких) для настройки уха перед работой. И центровки с точки зрения компрессии и частотной характеристики.
Тренировка слуха
Землекоп работает лопатой, а звукач – мышкой, пультом и ушами. Тренированный слух играет определяющую роль для моделирования звуковой виртуальной среды. Придется регулярно развивать музыкальный слух специальными методиками и упражнениями. На ютубе достаточно тренажеров и упражнялок для разного уровня.
Работа над миксом требует исполинского терпения. Ликвидация столкновений частот, создание широкой стереобазы, мастеринг. Однако на выходе получается совершенно новое произведение, поражающее глубиной и эмоциональностью.